Рекомендации для родителей по снижению тревоги у детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОГИ У ДЕТЕЙ

     Страхи и тревоги от родителей к детям

 Дети дошкольного возраста усваивают язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

С другой стороны, дети овладевают умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них…

Но  дети дошкольного возраста все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Поведение детей, выражение их чувств — важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Одной из причин подавленного эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Основная причина детской тревожности - внутренний конфликт, т.е. столкновение в душе ребенка двух противоречащих друг другу устремлений. В основе этого столкновения могут быть: противоречивые требования к ребенку, требования не по силам, не по детским возможностям; требования ранящие ребенка, ставящие его в униженное, зависимое положение; отрицательное отношение к ребенку; эмоциональное отвержение близкими людьми.

Одной из причин возникновения в детской душе внутреннего конфликта является значимый взрослый. Если ребенку не дорого мнение взрослого, то вряд ли его упреки будут вызывать в детской душе терзания, но если оценку своих поступков или способностей он получает со стороны  человека, на мнение которого он привык опираться, то может возникнуть внутренний конфликт.

Как развивается тревожность?

Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность).Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с детьми. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах.

Ребенок, потерявший уверенность в себе, теряет постепенно и свое психическое здоровье. Он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование — тревожность.

   Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, то есть крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением).

Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.

   Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

   Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины:

   1) «Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова»;

   2) «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся».

   В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями.

   Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог.

Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов.Часто, не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.

   Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.

   Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи — непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты.

   Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничижительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность, как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер.Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других.

Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, «уходя в мир фантазий».В фантазиях он разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности.Фантазии — одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных конструктивных фантазий характерна их постоянная связь с реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны, сами фантазии влияют на реальность — ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь.Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляет себя ей. Этот же отрыв от реальности присутствует и в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя.

   Тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается ближе к 7-ми и особенно 8-ми годам при большом количестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов.

   Главным источником тревог для детей дошкольного возраста оказывается семья. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании творческого мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.

 

  Рекомендации для родителей по снижению тревоги у детей:

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели (учителя) понимают! Бабушку лучше слушай! ») .

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается что-нибудь, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

6. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.

7. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

8. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

9. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

10. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

11. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

12. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

13. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

14. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

15. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

16. Не унижайте ребенка, наказывая его.

 

   Используемые источники:

  1. Оклендер В. Окна в мир ребенка
  2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика
свернуть