Кризис 3-х лет. Рекомендации родителям

КРИЗИС 3 ЛЕТ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

   Кризис трех лет

 

1. Замечайте те позитивные изменения, которые происходят в ребенке, в соответствии с этим меняйте прежний стиль взаимоотношений.

2. Выработайте правильную линию своего поведения, более гибкую в воспитательных воздействиях, варьируя ее в зависимости от конкретного случая их применения.

3. Не ругайте и не наказывайте ребенка за все неприятные для вас проявления им самостоятельности, активности.

4. В доме создайте такие условия, в которых ребенок ощущал бы, что он уже взрослый, а не малыш: расширяйте в пределах разумного его права и обязанности.

5. Учитывайте потребности малыша, организуя общение с ним.

6. Уважайте ребенка, но и учите его при этом уважать других.

7. Упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, переходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса.

8. Используйте форму запрета или отказа только тогда, когда это нужно.

9. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, выработайте четкие, единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» и руководствуйтесь ими. Ребенок чувствует непостоянство взрослых, и если есть малейшая возможность, старается добиться своего, во что бы то ни стало.

10. Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы.

11. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность ребенка (не трогай, не бегай, не бери и т.д.).

12. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им. Ваши приказы, резкие запреты демонстрируют неуважительное отношение к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку.

13. Чаще произносите фразы типа: «Ты уже большой»; «Молодец! Ты делаешь все сам» и т.п.

14. Если ребенок не желает есть, не следует упрашивать его - создайте игровую ситуацию: предложите покормить «голодного мишку», «котенка» и т.д.

15. Если ребенок упрямится, убедитесь, что поблизости нет предметов, которые угрожают его безопасности. Подождите, пока он немного успокоится, заинтересуйте чем-либо, отвлеките: «Посмотри, что у меня есть...», «Посмотри, кто это идет! Скорее иди сюда...». Ругань, шлепки не имеют смысла.

           Помните:

 Истеричность и капризность требуют зрителей - не становитесь таковыми и не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая непослушная девочка!» Ребенок только этого и ждет.

В любой ситуации следует проявлять терпимость к ребенку. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас - действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть - можно.

Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем - необходимо быть «рядом» с ним.

 Литература:

1. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства - М.: АРКТИ, 2005.

2. Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка - СПб.: Издательство «Речь», 2005.

свернуть